Сельское поселение Аршан

Карта градостроительного зонирования

Схема водоснабжения и водоотведения

Схема-планируемого-размещения-объектов-централизлванных-систем-водоснабжения-и-водоотведения

 

ПРОГРАММА «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского   поселения «Аршан » до 2020 года» 2011 г.


 
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
 

Наименование Программы: Программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельское поселение «Аршан»
Основание для разработки программы: Закон Республики Бурятия «Об утверждении РЦП «Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия в 2008-2010 годах и на период до 2019 года»»
Заказчик программы: Администрация муниципального образования сельское поселение  «Аршан»
Разработчик программы: Администрация муниципального образования сельское поселение  «Аршан»
Цель и задачи программы: Анализ текущего состояния  коммунальной инфраструктуры поселения и его влияния на социально-экономическое развитие  муниципального образования позволяет определить основную цель и задачи  Комплексной программы.

Основные цели Программы, это обеспечение устойчивого  функционирования  и
развития систем коммунальной инфраструктуры МО СП «Аршан», повышение   качества   производимых    для
потребителей товаров (оказываемых услуг),
сдерживание роста стоимости товаров и  услуг организаций коммунального комплекса, улучшение   экологической   ситуации    на территории поселения.

Достижение     данной     цели обеспечивается за счет  решения  следующих задач:

— разработка   мероприятий   по    повышению эффективности и оптимальному  развитию  систем коммунальной инфраструктуры;

— определение видов объектов коммунальной инфраструктуры  и инженерно-технического обеспечения, подлежащих восстановлению и модернизации;

— определение необходимого  объема  финансовых средств для реализации Программы;
—    создание    основы     для     разработки
производственных  и  инвестиционных   программ организаций коммунального комплекса.

Важнейшие целевые показатели программы: —     модернизация     сетей      коммунальной
инфраструктуры,   имеющих   большой    процент износа: сетей водоснабжения 70%,  водоотведения более 70%, теплоснабжения 40%, электроснабжения 70%;
—     модернизация     системы      утилизации
(захоронения) твердых бытовых отходов;
—    обеспечение    возможности    подключения строящихся объектов к коммунальным системам;

— обеспечение    процесса
переработки ТБО  в  размере  100%  от  объемов образования отходов на территории поселения.

 

Сроки  и этапы реализации Программы: Этап 1 — с 2011 по 2015 г.
Этап 2 — перспектива до 2020 г.
Исполнители Программы: Администрация муниципального образования сельское поселение «Аршан»

 

Объемы и источники финансирования программы Объемы финансирования Программы в  части средств  федерального и республиканского бюджетов должны уточняться  в  процессе формирования бюджетов на соответствующий финансовый год <*>
Система организации контроля за исполнением Программы Контроль за  выполнением  мероприятий программы осуществляется администрацией муниципального образования сельское поселение «Аршан», совет депутатов муниципального образования сельское поселение «Аршан»

 

 

<*> Объемы бюджетного финансирования мероприятий Программы на 2011 — 2013 годы являются прогнозными и подлежат уточнению.

 

 
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 

Правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Федеральный Закон от12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
  • Федеральный закон от 27.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2007№ 316 «Об утверждении правил определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 360 «Об утверждении правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры».

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельское поселение «Аршан» на перспективный период является важнейшим инструментом, обеспечивающим развитие коммунальных систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышающим качество производимых для потребителей коммунальных услуг, а также способствующим улучшению экологической ситуации на территории муниципального образования.

В частности, для муниципального образования Программа является:

  • инструментом комплексного управления и оптимизации развития системы коммунальной инфраструктуры, т.к.позволяет увязать вместе по целям и темпам развития коммунальные системы поселения, выявить проблемные точки и в условиях ограниченности ресурсов оптимизировать их для решения наиболее острых проблем муниципального образования;
  • инструментом управления (в том числе посредством мониторинга) предприятиями всех форм собственности, функционирующими в коммунальной сфере, т.к. позволяет влиять на планы развития и мотивацию этих организаций в интересах муниципального образования, а также с помощью системы мониторинга оценивать и контролировать деятельность данных организаций;
  • необходимой базой для разработки производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, которые, в свою очередь, являются обоснованием для установления тарифов;
  • механизмом эффективного управления муниципальными расходами, т.к.позволяет выявить первоочередные задачи муниципального образования в сфере развития коммунальной инфраструктуры, а также выявить реальные направления расходов предприятий, функционирующих в коммунальной сфере;
  • необходимым условием для получения финансовой поддержки на федеральном уровне.

Программа направлена на осуществление надежного и устойчивого обеспечения потребителей коммунальными услугами надлежащего качества, снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков. В основу формирования и реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования положены следующие принципы:

  • целеполагания – мероприятия и решения Программы комплексного развития должны обеспечивать достижение поставленных целей;
  • системности – рассмотрение Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования как единой системы с учетом взаимного влияния разделов и мероприятий Программы;
  • комплексности – формирование Программы развития коммунальной инфраструктуры во взаимосвязи с различными целевыми Программами (федеральными, областными, муниципальными), реализуемыми на территории муниципального образования.

Программа определяет основные направления развития коммунальной инфраструктуры, в части объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, а также объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Таким образом, Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельское поселение «Аршан» представляет собой увязанный по целям, задачам и срокам осуществления перечень мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования на период до 2020 года, а также содержит перспективные мероприятия, сроки реализации которых, могут быть изменены, в силу объективных обстоятельств.

Основополагающим аспектом Программы является система программных мероприятий по различным направлениям развития коммунальной инфраструктуры. Программой определены механизмы реализации основных ее направлений, ожидаемые результаты реализации Программы и потенциальные показатели оценки эффективности мероприятий, включаемых в Программу.

Данная Программа ориентирована на устойчивое развитие МО СП «Аршан», под которым предполагается обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики, повышение уровня жизни и условий проживания населения, экологическая безопасность поселения, рациональное использование всех видов ресурсов, современные методы организации инженерных систем.

 

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

 

2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ                                

МО СП «АРШАН»

 

Муниципальное образование  СП «Аршан» расположено на территории Тункинского района Республики Бурятия. Дата образования поселения – 01 января 1976  года, территория поселения занимает  17777,2 га. Административный центр – с. Аршан   находится в  юго-западной части Республики Бурятия. С юга   граничит с муниципальным образованием «Толтой»,  на западе и севере с Окинским районом Республики Бурятия. На востоке с  Иркутской областью. Поселение находится в поясе гор Южной Сибири, у северного подножья Восточных Саян.

Муниципальное образование  «Аршан»   связано    с  ближайшей  железнодорожной  станцией Слюдянка   Восточно-Сибирской  железной  дороги  асфальтированным  шоссе. Расстояние  от  станции  Слюдянка  до  села  Аршан 137 км.   Также   имеется  прямое  автобусное  сообщение    с  городом  Иркутск (  расстояние 220 км.) ,  с  городом  Улан-Удэ  (  расстояние 500 км)   и  районным  центром   с.Кырен          (  расстояние  70 км.).

Климат   резко  континентальный  с  относительно  суровой  зимой    и  умеренно   теплым  летом,  однако   удобное   в  климатическом   отношении  месторасположения,  хорошая  защищенность    от  северных  ветров   высокими  горами   значительно  смягчает  его.        Почва на данной территории в основном подзолистая.  В целом климат характеризуется большими суточными колебаниями температуры воздуха, значительным количеством осадков от 321 до 566 мм и неравномерным распределением их по сезонам года.

Экологическая ситуация поселения благоприятна для отдыха и проживания жителей и приезжающих. На территории поселения имеются минеральные и минерализированные  источники, с различной минирализацией (углекислотные, железистые, кремневые, серо-водородные, фтористые и т. д.) с различной температурой.

 

2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ  МО СП «АРШАН»

 

Водоснабжение поселения МО СП «Аршан» обеспечивается водой из открытого водоисточника. Подъем воды производится самотеком и через водопроводные сети транспортируется потребителям. Протяженность сетей водоснабжения составляет 16 км, фактический износ сетей составляет 70%.

Расход воды составляет 136 тыс. м³.

В рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие  Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г. в период с 2008-2011 годы реализован проект «Строительство инженерной инфраструктуры  курортной зоны минеральных источников  с. Аршан», включающий строительство систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Были охвачены 4 улицы, установлены 42 колонки.

Для решения проблемы качественного водоснабжения населения необходим дополнительный ввод систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не охваченных улиц.

Основными потребителями воды являются предприятия Курорта «Аршан» и население.

Совершенствование и расширение системы водоснабжения  поселения необходимо для улучшения качества  жизни населения, защиты  его здоровья и благополучия.

Система водоснабжения поселения  должна представлять собой развитую сеть из долговечных  трубопроводов и удовлетворять в первую очередь, потребность поселения в части надежного водоснабжения, а так же потребности населения в обеспечении питьевой водой с выполнением требований по охране окружающей среды и нормативных требований к качеству питьевой воды.

Решение задач, связанных с построением эффективной системы водоснабжения на территории поселения — это длительный и достаточно дорогостоящий процесс, который требует комплексного подхода к решению  первоочередных задач.

 

2.3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ

ВОДООТВЕДЕНИЯ МО СП «АРШАН»

 

Очистка сточных вод населения МО СП «Аршан» производится на станции биологической очистки (СБО), которая предназначена для приема сточных вод и биологической очистки и обеззараживания сточных вод.

Производительность станции 700 куб.м/час. Износ зданий и сооружений 40%.

Протяженность канализационных сетей 2,1 км.  Продолжительность эксплуатации в среднем 30 лет,  износ составляет более 40 %.

 

 

2.4. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ

ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ  МО СП «АРШАН»

 

Система теплоснабжения поселения представляет  собой  сложный организационно-технический  комплекс,  который  содержит  связанные между  собой  цепочки  преобразования энергии  топлива  в  тепловую энергию, ее транспортировки и  дальнейшего  распределения потребителю. Повышение эффективности работы теплоснабжения  поселения невозможно выполнить без создания системы  учета  потребления  на объектах теплоснабжения, их   характеристик с анализом теплопотребления  каждого из них. В настоящее  время  в  системе  теплоснабжения отсутствует  единая система учета теплопотребления.        В расчетах за потребленную тепловую энергию участвует СКУП «Байкалкурорт».

Теплоснабжение потребителей поселения осуществляется с 5-ти котельных. Протяженность сетей теплоснабжения составляет 8,5 км. Средний физический износ сетей теплоснабжения составляет 40 %.

Котельные поселка предназначены для производства и подачи тепловой энергии предприятиям Курорта «Аршан» и  населению.

Котельная №1 «Саяны», марка КВД -3,4. Мощность котельной №1 составляет 6,8 Гкал/час. Установлен котел типа Братск мощностью 1,6Гкал/час -2 шт, «Гефест» мощностью 2,0 Гкал/час. Износ оборудования 60%.

Котельная №2 «Внештранс». Мощность котельной  составляет 6,0 Гкал/час. Установлен котел типа Братск мощностью 1,6 Гкал/час -6 шт.

Котельная №3 «Обком». Мощность котельной  составляет 2,0 Гкал/час. Установлен котел типа Братск мощностью 1,6 Гкал/час -2 шт.

Котельная №4 «Теплица». Мощность котельной  составляет 1,0 Гкал/час. Установлен котел типа Братск мощностью 1,6 Гкал/час,  Е 1,09 мощностью 0,7 Гкал/час.

Котельная №5 «Курзал». Мощность котельной  составляет 2,0 Гкал/час. Установлен котел типа Универсал мощностью 1,0 Гкал/час -2 шт.

Анализ существующего состояния в системе теплоснабжения  поселения выявил следующие основные проблемы:

— высокий уровень морального и физического износа основного тепломеханического оборудования источников и тепловых сетей, в том числе значительная доля оборудования и теплотрасс, выработавших нормативный срок службы;

— наличие в составе системы теплоснабжения устаревших низкоэффективных источников тепловой энергии (угольные котельные);

Возникновение указанных проблем обусловлено недофинансированием, как системы теплоснабжения, так и всей системы коммунальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства в целом.

 

2.5.ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ

ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ МО СП «АРШАН»

 

Общее количество трансформаторных подстанций МО СП «Аршан»  – 60 штук, с установленными трансформаторами мощностью от 160 кВа до 630 кВа, износ оборудования составляет 60 %. Загрузка трансформаторов в среднем составляет 90 %.

Несмотря  на резкий рост стоимости энергоресурсов, малые  сроки окупаемости   энергосберегающих  мероприятий,  внедрение   приборов учета  и  контроля энергоресурсов в жилищно-коммунальном  хозяйстве поселения,  на  муниципальных объектах образования, здравоохранения, культуры, социальной  защиты населения осуществляется  низкими темпами.

В настоящее время проводится замена линий электропередач, а также установка  8 подстанций.

Необходим ввод в эксплуатацию новых электросетей, также как и модернизация уже существующих, не охваченных,  с проведением мер по ремонту и замене оборудования как на узловых подстанциях, так и на самих электросетях, с учетом передовых разработок с целью снижения потерь электрической энергии при ее транспортировке.

Отсутствует  система автоматического контроля, учета и управления комплексом трансформаторных подстанций и электрических сетей. Система передачи электрической энергии также характеризуется общей нехваткой мощностей на трансформаторных подстанциях, работающих в режиме предельных нагрузок, при общем износе до 90%.

В системе наружного освещения применяются светильники с ртутными, натриевыми лампами, светодиодами, а также с лампами накаливания.

Необходимо провести уличное освещение, освещено по поселению только две улицы Трактовая, Павлова.

 

 

2.6. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СБОРА, ВЫВОЗА И УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы организации сбора, вывоза твердых бытовых отходов и их утилизации находятся в ведении муниципального образования   сельское поселение «Аршан»

Общий объём твердых бытовых отходов (далее — ТБО), образующийся на территории поселения — около 5000 м3/год.

Сбор и транспортировка  отходов осуществляется подведомственной организацией Администрации МО СП «Аршан» муниципальное унитарное предприятие Комсервис, и ООО «Китой плюс». Утилизация проводится на полигоне.

Система сбора и утилизации бытовых отходов на территории  поселения включает в себя:

  • сбор ТБО, ЖБО в домовладениях (преимущественно унитарный способ);

—    вывоз ТБО для утилизации.

Можно выделить следующие основные проблемы, связанные со сбором, вывозом и утилизацией ТБО:

  1. Экологические проблемы:

— проблема застройки, не позволяющих маневрировать мусоросборочной технике.

  1. Экономические проблемы:

— недостаточный объем привлекаемых инвестиций в экономику поселения на решение проблем в сфере обращения с отходами;

— налоговое законодательство (в части распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду) не позволяет муниципальному образованию использовать в достаточно полной мере возможности решения экологических проблем, возникающих на местном уровне.

  1. Технологические проблемы:

— для предприятия, осуществляющего работы по сбору и вывозу ТБО на территории  поселения, требуется внедрение новых технологий, связанных с очисткой территорий от бытового мусора.

  1. Социальные проблемы:

— практически полностью отсутствует культура ресурсосбережения;

— отсутствует система стимуляции населения для селективного сбора ТБО;

— не в полной мере осуществляется   процесс воспитания экологической культуры населения.

  1. Организационные проблемы:

— недостаточно проработана система сбора крупногабаритных отходов с территорий домовладений;

— отсутствие   текущего   мониторинга   несанкционированных   свалок   ТБО   и своевременно принимаемых мер по их ликвидации;

Решение указанных проблем требует системного подхода, как к разработке  общей стратегии, так и конкретных программных мероприятий и обеспечение их ресурсами.

 

III. ПРОГНОЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ КОММУНАЛЬНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ МО СП «АРШАН»

 

          Несмотря на предпринимаемые усилия, коммунальный комплекс поселения нуждается в  модернизации основных фондов. Острыми вопросами являются обеспечение населения питьевой водой нормативного качества, приведение мощности котельных, отапливающих объекты бюджетной сферы в соответствие с нагрузкой.

Для решения этих вопросов необходимо резко увеличить  объёмы финансирования модернизации, что невозможно осуществить только за счёт бюджетных средств — необходимы внебюджетные средства, в объёмах, значительно превышающих возможности бюджета.

Привлечение внебюджетных средств как основного источника финансирования модернизации коммунального комплекса требует совершенствования экономических отношений, направленное на обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли.

Кроме гарантированных объёмов потребления услуг, что является специфической и важной особенностью коммунального комплекса, для вложения собственных средств организации-инвесторы должны иметь гарантии возврата вложенных средств и получения обусловленной договором прибыли.

Перспективы развития коммунального комплекса муниципального образования определяются эффективностью реализации муниципальной программы в соответствии с принципами и подходами, установленными Республиканской целевой программой «Модернизация коммунальной инфраструктуры республики Бурятия в 2008-10 годах и на период до 2019 года».

Главная цель программы — создание экономических, организационно — технических и прочих условий для привлечения частных инвестиций на проведение ускоренной модернизации основных фондов коммунального комплекса муниципального образования  в 2010-2012 годах.

Поставленная цель достигается через решение следующих организационных, правовых, инженерных и экономических задач:

— проведение инвентаризации основных фондов коммунального комплекса  и регистрация прав собственности;

— оптимизация схемы управления коммунальным комплексом поселения;

— перевод коммунального комплекса на приборный учёт отпускаемых в сеть и получаемых потребителями коммунальных ресурсов, включая приборный учёт получаемого топлива;

— определение оптимального варианта модернизации коммунальной инфраструктур;

— разработка проектов модернизации, реконструкции и строительства коммунальных и энергетических объектов ;

— подготовка документации по обоснованию инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры;

— реализация проектов технического перевооружения объектов коммунального комплекса;

— организация возврата вложенных инвесторами средств и обусловленной договорами прибыли.

Приоритетом при определении вариантов модернизации коммунальной инфраструктуры  в муниципальном образовании является достижение финансово-сбалансированного состояния, с учётом мнения населения, при котором доходы от реализации услуг полностью возмещают затраты на их производство и гарантируют поддержание и своевременную замену изношенных элементов инженерных систем. При этом необходимо  сосредоточить усилия на реализации мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности или решающие социальные и экологические вопросы работы коммунального комплекса муниципального образования в целом. Локальные мероприятия по повышению эффективности работы коммунальных объектов должны выполняться эксплуатирующими организациями.

Планируя перспективы развития коммунального комплекса МО СП «Аршан» следует исходить из следующего:

  • коммунальный комплекс поселения должен эксплуатироваться частными предприятиями, на условиях концессии либо долгосрочной аренды. Для реализации этого положения необходимо закончить инвентаризацию и юридическое оформление прав собственности на коммунальные объекты.
  • коммунальный комплекс поселения должен быть переведён на полноценные экономически обоснованные долгосрочные тарифы. Вопросы оплаты коммунальных услуг, если тарифы находятся за пределами экономической доступности, должны решаться через субсидирование населения по оплате услуг. Индикатором для принятия мер в данном случае является уровень собираемости платежей с населения.
  • Необходим дальнейший планомерный перевод коммунального комплекса поселения и жилищного фонда на приборный учёт отпущенных в сеть и полученных потребителями коммунальных ресурсов, включая учёт полученного предприятиями топлива.

Приборный учёт в настоящее время является важнейшим условием для организации целенаправленной работы по энергосбережению. Объективные данные, полученные по показаниям приборов учёта, являются мощным рычагом, заставляющим ресурсоснабжающую организацию оптимизировать производство. Потребителям же приборный учёт даёт возможность получить реальный экономический эффект от экономного расходования ресурсов. Кроме того, наличие приборного учёта фактически обеспечивает содержание сантехсистем в исправном состоянии, что имеет важнейшее значение в жилищном секторе. В этом аспекте важнейшее принципиальное значение имеет развитие поквартирного учёта потребления ресурсов.

Следствием приборного учёта является резкое сокращение потребления коммунальных услуг. Поэтому необходимо наладить мониторинг за нормативами потребления в домах и квартирах, имеющих приборный учёт и спланировать меры, исключающие негативные последствия для ресурсоснабжающих организаций и социальную напряжённость в обществе.

  • В ближайшей перспективе коммунальный комплекс поселения должен эксплуатироваться частными организациями. Необходимо проработать вопрос укрупнения предприятий ЖКХ. Как показывает опыт, работа небольших предприятий не может быть достаточно эффективной. Задачей на ближайшую перспективу является передача эксплуатации коммунального комплекса поселения одной организации.
  • Важное значение для модернизации коммунального комплекса поселения является нормативно-правовое обеспечение работы комплекса. То есть, необходимо иметь полный комплект нормативных документов, регламентирующих функционирование жилищно-коммунального комплекса.
  • Большое значение для создания благоприятных перспектив развития коммунального комплекса на данном этапе имеет бюджетная поддержка ряда мероприятий по модернизации основных фондов комплекса, дающих социальный или экологические эффекты. К этим мероприятиям, в первую очередь, относятся: обеспечение потребителей питьевой водой нормативного качества, утилизация твёрдых бытовых отходов, реконструкция очистных сооружений. Другой причиной, обуславливающей необходимость привлечения бюджетных средств, является большой объём необходимых инвестиций, накопившийся за годы недоремонта.
  • Успешное выполнение указанных работ создаст техническую, экономическую и нормативно-правовую основу для перехода ресурсоснабжающих организаций в режим самоокупаемости и самофинансирования модернизации инженерной инфраструктуры отрасли.

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Стратегической целью Программы является создание условий для эффективного функционирования и  развития систем коммунальной инфраструктуры МО СП «Аршан»,  обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания граждан, надежное и качественное обеспечение коммунальными услугами объектов социальной сферы и коммерческих потребителей, улучшение экологической обстановки на территории  муниципального образования.

Также целями Программы развития систем коммунальной инфраструктуры  МО СП «Аршан» на перспективный период до 2020 года являются:

  • обеспечение доступности, надежности и стабильности услуг по тепло-, электро-, водоснабжению водоотведению и утилизации (захоронению отходов) на основе полного удовлетворения спроса потребителей;
  • приведение коммунальной инфраструктуры поселения в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения;
  • повышение инвестиционной привлекательности предприятий коммунальной инфраструктуры.

Условием достижения целей Программы является решение следующих основных задач:

  1. Повышение эффективности управления коммунальной инфраструктурой поселения.
  2. Инженерно-техническая оптимизация и модернизация коммунальных систем.
  3. Взаимосвязанное перспективное планирование развития коммунальных систем.
  4. Создание рентабельного, эффективного комплекса коммунальных инфраструктур, способных к бездотационному развитию.
  5. Обоснование мероприятий по комплексной реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
  6. Повышение надежности систем и качества предоставления коммунальных услуг.
  7. Совершенствование механизмов снижения стоимости коммунальных услуг на основе ограничения роста издержек отраслевых предприятий при сохранении (повышении) качества предоставления услуг и устойчивости функционирования коммунальной инфраструктуры в долгосрочной перспективе.
  8. Совершенствование механизмов развития энергосбережения и повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры.
  9. Обеспечение сбалансированности интересов субъектов коммунальной инфраструктуры и потребителей.
  10. Создание экономических, организационно-правовых и других условий, обеспечивающих благоприятные факторы для реализации Программы.
  11. Улучшение состояния окружающей среды, способствующей экологической безопасности развития муниципального образования, а также созданию благоприятных условий для проживания.

Для качественного выполнения вышеперечисленных задач мероприятия, включаемые в Программу, должны быть сбалансированы по срокам и рассчитаны на достижение конкретных целей, а также учитывать перспективы развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с перспективным планированием территории муниципального образования.

 

  1. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программные мероприятия направлены на решение задач Программы. Мероприятия, включенные в Программу, базируются на данных, отражающих перспективы развития муниципального образования.

Реализация программных мероприятий должна осуществляться во взаимодействии с другими программами и мероприятиями, в рамках которых осуществляются инфраструктурные и социально-экономические преобразования на территории  МО СП «Аршан». Мероприятия Программы представлены в Приложении 1.

Срок реализации программных мероприятий будет происходить в 2 этапа: I этап с 2011г. по 2015г., II этап до 2020 года (сроки реализации могут быть изменены в силу объективных обстоятельств).

По каждому из направлений программных мероприятий предусматривается решение задач, масштабность которых может варьироваться с учетом имеющихся ресурсов.

Основными критериями выбора мероприятий по каждому направлению явились следующие аспекты:

  • степень износа уже имеющихся объектов системы коммунальной инфраструктуры;
  • наличие морально и физически устаревшего оборудования;
  • требования по обеспечению новых застроек системой коммунальной инфраструктуры;
  • недостаточный уровень использования ресурсосберегающих технологий в рамках всей коммунальной инфраструктуры;
  • наличие проблем в области экологии и охраны окружающей среды, связанных с функционированием объектов коммунальной инфраструктуры.

В целом, комплексная реализация основных мероприятий Программы позволит создать условия для эффективного функционирования и развития систем коммунальной инфраструктуры МО СП «Аршан», что, в свою очередь, облегчит решение ряда социальных, экономических и экологических проблем, обеспечит комфортные условия проживания граждан, качественное предоставление коммунальных услуг коммерческим потребителям, повысит инвестиционную привлекательность предприятий коммунальной инфраструктуры.

Программно – целевой подход к формированию и реализации Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры на территории  муниципального образования будет способствовать повышению эффективности управления коммунальной инфраструктурой поселения, формированию рентабельного комплекса предприятий коммунальной инфраструктуры, способных к бездотационному развитию, совершенствованию механизмов развития энергосбережения и повышению энергоэффективности коммунальной инфраструктуры.

 

  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Механизм реализации Программы основан на скоординированных по срокам и направлениям действиях исполнителей и участников программных мероприятий по достижению намеченных целей. В основу организации выполнения Программы положены принципы открытости, добровольности и взаимной выгоды, которые обеспечивают широкие возможности для участия всех заинтересованных юридических и физических лиц.  Основная цель муниципального образования  по улучшению коммунальной инфраструктуры поселения -участие в инвестиционных  программах.

На основании инвестиционных программ будут утверждаться надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, размер финансовых средств, выделяемых из местного бюджета на частичное обеспечение финансовых потребностей организаций коммунального комплекса.

Последующая реализация инвестиционных программ обеспечивается договорами между органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса.

Основной объем финансовых потребностей организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей поселения, а также с учетом платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Также финансовое обеспечение мероприятий, включаемых в инвестиционные программы, может осуществляться за счет следующих источников:

  • средств федерального, республиканского и местных бюджетов (в случаях, установленных Федеральным законом № 210-ФЗ от 24.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и иными нормативно-правовыми актами);
  • средств организаций коммунального комплекса;
  • прочих источников (кредиты банков, инвестиции).

Потребность в финансовых ресурсах определяется на всех стадиях реализации инвестиционных программ и уточняется ежегодно.

Эффективная реализация инвестиционных программ и настоящей Программы будет достигнута за счет осуществления администрацией МО СП «Аршан» действенного контроля за ходом реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, который требует выполнения ряда организационных мероприятий, в частности:

  • обеспечение взаимодействия всех субъектов системы коммунальной инфраструктуры МО СП «Аршан»;
  • разработка Порядка пересмотра (корректировки) инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
  • разработка Правил осуществления контроля (мониторинга) за реализацией инвестиционных программ.

 

 

  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

Реализация Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры  МО СП «Аршан»  позволит обеспечить:

  • перспективную потребность зон застройки в инженерно-технических сооружениях для обеспечения эффективного, качественного и надежного снабжения коммунальными ресурсами с минимальными издержками;
  • увеличение объемов индивидуального жилищного строительства;
  • снижение уровня износа оборудования, воздушных и кабельных линий, трансформаторных подстанций, тепловых сетей и оборудования центральных тепловых пунктов, сетей водоснабжения и водоотведения, канализационно-насосных станций;
  • улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования;
  • увеличение инвестиций в жилищно-коммунальную сферу МО СП «Аршан».

 

В частности, реализация программных мероприятий по развитию и модернизации системы водоснабжения МО СП «Аршан»   позволит:

  • обеспечить централизованным водоснабжением территории всех планировочных районов поселения;
  • улучшить качественные показатели питьевой воды;
  • обеспечить бесперебойное водоснабжение;
  • сократить удельные расходы на энергию и другие эксплуатационные расходы;
  • увеличить количество потребителей услуг, а также объем сбора средств за предоставленные услуги;
  • повысить рентабельность деятельности предприятий, эксплуатирующих системы водоснабжения поселения.

 

Реализация мероприятий по развитию и модернизации системы водоотведения МО СП «Аршан»  позволит:

  • улучшить показатели очистки сточных вод, соответственно, снизить уровень загрязнения;
  • обеспечить беспрепятственный отток ливневых и талых вод с застроенной территории поселения;
  • сократить удельные расходы на энергию и другие эксплуатационные расходы;
  • улучшить санитарно-гигиенические условия проживания населения поселения;
  • увеличить количество потребителей услуг, а также объем сбора средств за предоставленные услуги;
  • повысить рентабельность деятельности предприятий, эксплуатирующих системы водоотведения поселения.

 

Модернизация системы теплоснабжения снизит уровень износа оборудования, повысит надежность работы теплоисточников, позволит эффективно использовать располагаемую мощность теплоисточников и, как следствие, сократится процент неэффективно работающих источников тепловой энергии поселения, увеличится КПД тепловых мощностей.

Реализация мероприятий по модернизации и развитию системы теплоснабжения позволит:

  • обеспечить достаточный уровень тепловой энергии с определенными характеристиками;
  • обеспечить непрерывность подачи тепловой энергии;
  • улучшить экологическое состояние поселения за счет модернизации и замены изношенного оборудования (применение новых технологий, сокращающих выбросы загрязняющих веществ);
  • сократить затраты на проведение ремонтных работ на тепловых сетях;

—    обеспечить сокращение потребляемой электроэнергии.

Реализация комплекса мероприятий по совершенствованию системы сбора и вывоза ТБО, по развитию и модернизации объектов, функционирующих в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, позволит:

  • уменьшить количество несанкционированных свалок;
  • улучшить эстетический облик поселения;
  • обеспечить развитие отрасли переработки отходов;
  • улучшить экологическое состояние территории поселения;

В целом, общий эффект от реализации программных мероприятий по развитию систем коммунальной инфраструктуры МО СП «Аршан»   следующий:

  1. Система водоснабжения:
  • экономический эффект:
  • снижение затрат по текущему обслуживанию и капитальному ремонту систем водоснабжения;
  • снижение аварийности на сетях водопровода;
  • повышение надежности работы системы водопровода;
  • снижение объемов потерь воды;
  • снижение удельного расхода электроэнергии (за счет внедрения современных технологий).
  • социальный эффект:
  • увеличение объема реализуемой воды в связи с увеличением жилищного строительства;
  • обеспечение 100%-й очистки подаваемой воды до требований санитарных норм;
  • создание благоприятных условий для проживания.
  • экологический эффект:
  • улучшение качества питьевой воды;

 

  1. Система водоотведения:
  • экономический эффект:
  • снижение затрат по текущему обслуживанию и капитальному ремонту систем водоотведения;
  • снижение аварийности на сетях канализации;
  • повышение надежности работы системы канализации;
  • снижение удельного расхода электроэнергии (за счет внедрения современных технологий).
  • социальный эффект:
  • повышение обеспеченности населения качественными коммунальными услугами;
  • обеспечение 100%-й очистки сточных вод до требований санитарных норм, которые напрямую воздействуют на повышение комфортности проживания на территории поселения;
  • создание благоприятной экологической обстановки
  • экологический эффект:
  • улучшение экологической обстановки на территории поселения путем внедрения новых технологий очистки сточных вод для соблюдения требований природо и водоохранных норм.

 

  1. Система теплоснабжения:
  • экономический эффект:
  • снижение аварийности системы теплоснабжения;
  • обеспечение бесперебойного снабжения потребителей услугами теплоснабжения;
  • снижение объема потерь при производстве и транспортировке тепловой энергии;
  • снижение износа систем коммунальной инфраструктуры в части производства и передачи тепловой энергии;
  • рост фактической производительности оборудования в части производства тепловой энергии;
  • рост общего объема реализации услуг теплоснабжения;
  • снижение фактического расхода электрической энергии на отпущенную тепловую энергию.
  • социальный эффект:
  • обеспечение доступности услуг для потребителей;
  • предоставление дополнительных рабочих мест.
  • экологический эффект:
  • улучшение экологической обстановки на территории поселения, путем внедрения ресурсосберегающих технологий.

 

  1. Система электроснабжения:
  • экономический эффект:
  • увеличение общей суммарной нагрузки новых потребителей, планируемых к строительству;
  • увеличение суммарной установленной мощности трансформаторов подстанций;
  • снижение потерь электроэнергии.
  • экологический эффект:
  • обеспечение безопасности зон проживания и производства.
  1. Сбор, вывоз и размещение (утилизация) ТБО:
  • экономический эффект:
  • предотвращение экологически опасных ситуаций и затрат на их ликвидацию;
  • увеличение срока службы объектов, функционирующих в сфере обращения с отходами.
  • социальный и экологический эффект:
  • обеспечение реализации требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части функционирования полигона;
  • улучшение качества утилизации (захоронения) отходов;
  • сохранение и улучшение экологических условий проживания на территории поселения.

Таким образом, комплексная реализация мероприятий по развитию коммунальной инфраструктуры МО СП «Аршан» в рамках инвестиционных программ – актуальна и необходима. Однако эффективность реализации Программы зависит от уровня финансирования мероприятий инвестиционных программ и качества их выполнения.

Достижение целевых ориентиров, предусмотренных Программой, возможно только при тесном взаимодействии органов местного самоуправления с организациями коммунальной инфраструктуры, а также с потребителями коммунальных услуг.